Современное искусство – вещь сложная и непредсказуемая. Цены на арт-рынке сами художники называют «абсурдными». Произведения носят странный символический характер, мало понятный простым зрителям. Не удивительно, что люди все чаще обращаются к классике – надежной, понятной и вдохновляющей.
Реальная картина такова:
- людей, считающих себя современными художниками, — тысячи;
- тех, чьи работы чего-то по-настоящему стоят, — десятки;
- тех, кого запомнят и чьи работы попадут в музеи, – единицы.
В корне изменилась основная концепция искусства – оно теперь представляется как результат эволюции. По современным меркам, художник не обязательно должен рисовать или лепить, он должен «самовыражаться», а форму этого «самовыражения» он ищет в новых видах произведений искусства – перфоманс, инсталляция, фотография, цифровое искусство.
Провозглашается главенство мысли, идеи, концепта, а не способа ее отображения. Что в голове такого «творца», догадаться зрителю достаточно трудно:
- на лондонский аукцион местный художник Гэвин Терк представил объект под названием «Свалка», который представляет собой мешок с мусором, выполненный из бронзы и покрашенный в черный цвет, за это «произведение» просят 51 тыс. фунтов;
- этот же творец выставляет периодически бронзовые арбузы, картонные коробки и бандероли.
Сам художник считает, что его работы заставляют зрителя задуматься.
Другой пример, обывателю трудно понять, почему фотографии немецкого фотохудожника Андреаса Гурски – самые дорогие в мире:
- работа «Рейн II» продана за 4,338 500 млн долларов, на ней нет ничего выдающегося, автор не рисковал жизнью, делая ее;
- до этого работы Гурски уходили за миллионы на аукционах искусств – украинский богач Пинчук купил фотографию «99 центов» за 3,346 млн долларов.
На суд зрителей выставляются интерактивные объекты, звуковые и вкусовые инсталляции, компьютерные графические картины, понять которые не в состоянии простой зритель.
Антиквары недоумевают: как покупать такие произведения, где их хранить, будут ли они интересны зрителям в будущем, есть ли будущее у этих работ.
В этом отношении старая проверенная классика не обесценивается, а растет в цене. Люди все охотнее идут в музеи вдохнуть воздух настоящего искусства, впитать в себя прекрасное и понятное.